О центре
Центр исследования чтения создан
в Томском государственном университете в 2023 году
Наша миссия (цель) – выяснить новую роль текста в современном цифровом мире, определить формы и результаты взаимодействия человека с ним.
Центр является междисциплинарным: в нем объединились лингвисты, литературоведы, историки, социологи и психологи. Учёные активно взаимодействуют с Центром когнитивных исследований и нейронаук ТГУ «НейроТомск», с Центром прикладного анализа больших данных ТГУ, институтом дистанционного образования и научной Библиотекой ТГУ.
В фокусе нашего внимания — читатель, который, с одной стороны, приспосабливается к новым форматам существования текста, а с другой — испытывает значительные трудности в условиях информационной избыточности и энтропии. В результате трансформируются читательские практики, традиционные формы предъявления текста не отвечают требованиям его нового потребителя.
Центр исследования чтения проводит исследования, результаты которых предполагается использовать для того, чтобы помочь современному читателю обрабатывать текстовую информацию в соответствии с его запросом.
Потребность в таких исследованиях в настоящее время остро ощущается в образовании, в издательской деятельности, в сферах воспитания молодого поколения.
На основе проводимых исследований предполагается создать инструменты, способствующие формированию у читателя навыков успешного освоения текста, его ориентации в мире чтения.
восприятие человеком текстов разного типа, размещённых на разных материальных носителях
влияние текста на поведенческие практики человека, его участие в формировании модели мировосприятия
новые формы организации читательской культуры
влияние изображения на восприятие текста
читательские сообщества в социальных сетях: новые коммуникативные практики и новые ценности
текст на русском языке в восприятии иностранных читателей
разработка технологий эффективного чтения
Исследовательская деятельность
Центра направлена на решение проблем:
Мы изучаем читателя
и помогаем ему ориентироваться в современном мире текстов.