Чтение в свете нейроисследований
Нейроисследования чтения, проводимые на пересечении целого ряда нейронаук (в частности, нейрофизиологии и нейропсихологии), позволяют установить связь между биологическими реакциями организма и конкретными параметрами, характеризующими процесс восприятия любой знаковой системы.
Востребованность таких исследований, необходимость интеграции их результатов в практические сферы деятельности остро ощущается в эпоху цифровизации общества, когда происходят существенные изменения в механизмах восприятия и обработки информации, что особенно характерно для представителей молодого поколения, которые растут и развиваются в тесном взаимодействии с цифровой средой.
Как известно, специфика прочтения текста проистекает из сложного взаимодействия двух аспектов: субъективного, представленного индивидуальными характеристиками читателя, и объективного — в виде имманентных параметров текста. Сюда же можно отнести и третий аспект — внешние условия (или обстановка) чтения.
Применение нейрооборудования в условиях контролируемого эксперимента, в котором учитываются указанные аспекты, позволяет зарегистрировать и оценить такие показатели, как:
Полученные данные могут быть сопоставлены с результатами традиционных социологических методов изучения чтения. Таким образом, становится возможным соотнести характер и динамику биологических реакций с индивидуальной оценкой, наблюдениями респондентов.
Для реализации подобных исследований учеными НИ ТГУ при поддержке компании «Нейротренд» и Центра нейронаук ТГУ используются, например, такие приборы, как:
уровень когнитивной нагрузки
Видеоокулограф (ай-трекер) позволяет определить
эмоциональная вовлеченность
(характеризующаяся силой, знаком и интенсивностью эмоциональных реакций)
характер фиксаций и саккад
сложности и дефекты чтения
Биобраслет,
который фиксирует
волновой активности мозга (ритмах)
активности конкретных зон
Энцефалограф
дает сведения о