доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего литературоведения, издательского дела и редактирования НИ ТГУ
Сфера научных интересов: история, эстетика и поэтика русской и зарубежной литературы, сибирский литературный процесс, переводоведение, компаративистика, имагология, социология литературы, читательские практики, теоретические проблемы чтения
Айзикова Ирина Александровна
доктор исторических наук, зав. сектором изучения и раскрытия фонда Научной библиотеки ТГУ, профессор кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования НИ ТГУ
Сфера научных интересов: история книги, палеография, археография, история чтения и читательских практик, история старообрядчества
Есипова Валерия Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования НИ ТГУ
Сфера научных интересов: восприятие, психология и социология чтения, читательские практики, рецептивная эстетика, жанрология, литература Сибири, методология, поэтика.
Воробьёва Татьяна Леонидовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской и классической филологии НИ ТГУ
Сфера научных интересов: рецептивная эстетика, детская и подростковая литература, компаративные исследования и перевод, социология чтения, читательские практики
Горенинцева Валентина Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы XX-XXI веков и литературного творчества НИ ТГУ
Сфера научных интересов: детская и подростковая литература; детская книжная иллюстрация; стратегии творчества; креативное письмо; визуальная семиотика; поэзия
Губайдуллина Анастасия Николаевна
кандидат исторических наук, ассистент кафедры антропологии и этнологии НИ ТГУ
Сфера научных интересов: история детского чтения, репрезентации детства в периодике, читательские практики, история и антропология советского детства
Ермолова Александра Ивановна
аспирант, ассистент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования НИ ТГУ
Сфера научных интересов: литература Сибири, книжный дизайн, медиадизайн, нейропсихология чтения
Смольянинов Артём Витальевич
Читатель и поликодовый текст
Целью проекта является исследование поликодового текста, создаваемого встраиванием текстов разной природы друг в друга, и его восприятия читателями.
Рабочая группа проекта “Читатель и поликодовый текст”
Данная проблематика определяет новые повороты в современной гуманитарной науке, формируя парадигму исследований, коррелирующих с решением фундаментальной проблемы коммуникации в современном обществе.
Связывая особенности восприятия поликодового текста с трансформацией культурных кодов и их взаимодействиями в условиях новой мультимодальной цифровой реальности, порождающей контент, участники проекта актуализируют и проблематизируют вопрос о восприятии изобразительного контента и его влияния на интерпретацию вербального текста, сопровождаемого изображениями.
На основе разработанной концепции выявления результатов влияния невербальной визуализации на интерпретацию поликодового текста участники проектной группы проводят социологические, экспериментальные (в том числе, с использованием нейрооборудования) исследования.
Предварительные выводы, полученные в ходе проектной деятельности и определяющие перспективы работы, сводятся к следующему: сложность формирования и разнообразие интерпретаций изобразительного текста самого по себе, а также поликодовых — вербально-изобразительных текстов обращает нас к исследованию коммуникации в двух её значимых ипостасях — текстовой и рецептивной, объединяемых методологией поиска связи между реальностью, социальными практиками и смыслопорождением.
Несмотря на очевидные различия названных составляющих коммуникации и новых смыслов как её продуктов их объединяет особое внимание к теме генерирования, передачи и понимания информации.
Включение в предметное поле анализа восприятия поликодовых текстов вербально-изобразительной природы, соответственно, требует рассмотрения критериев классификации и анализа монокодовых текстов (вербального, изобразительного) и возникающих на их основе текстов поликодовых, а также их рецепции.
Всё это не является врожденными свойствами человека, поддается грамотному управлению и нуждается в нём.
Особой областью деятельности проектной группы является поиск актуальных методологических подходов к исследованию.
Для анализа монокодовых (в частности, визуальных и вербальных), а также поликодовых сообщений нами апробированы качественные (интерпретационные) и количественные социологические методы, методология визуальной семиотики Р. Барта и визуальная грамматики Г. Кресса и Т. ван Лееувена.
Наше внимание привлекают такие популярные зарубежные методы, как интеллект-карты Тони Бьюзена, метод визуального мышления Дэна Роэма, а также исследования, движущиеся от рецепции визуальности, где центром является анализ зрительного восприятия, в том числе с айтрекинговыми методами — к визуальному познанию и исследованию высказывания (визуальной риторике) — эстетике, семиотике, визуальной этнографии и т. д. В поле нашего зрения вошёл как актуальный объект исследования визуальный нарратив.
Проведённые социологические и экспериментальные исследования показали, что в сильной позиции, при всей их важности, оказываются не столько авторские стратегии создания собственно изобразительных, вербальных или поликодовых вербально-изобразительных текстов, сколько фоновые знания (культурная память) их реципиента, его опыт коммуникации с моно- и поликодовыми текстами (уровень владения визуальным кодом, перекодирования визуального нарратива, направленного в вербальный текст; навыки интерпретации, нарабатываемые в интермедиальных процессах восприятия контента разных видов и форматов).