Феномен чтения

Ю.М. Лотман
Такие трансформации вызывают необходимость пересмотра многих существенных понятий и методологических подходов в изучении чтения и читательских практик в реалиях современной постцифровой реальности. Накопленный в разных областях гуманитарного знания опыт изучения чтения дает основание для междисциплинарного подхода и разносторонней проблематизации акта чтения, в том числе путем исследования изменчивых конвенций и контекстов чтения в культуре.
Так, история чтения рассматривает развитие техник, приёмов, разных идеологий и стилей чтения в тесной связи с историей письма (грамотности) и историей книги. Антропология чтения изучает и анализирует многообразие читательских коммуникаций, формы и специфику читательского опыта, его трансляцию.
Чтение в контексте общественных отношений, проявляющихся в процессах информационной деятельности, связанных с функционированием книги в обществе, является объектом социологии чтения, которая исследует читательские практики разных социально-демографических групп, объясняет социальную природу и общественно-историческую обусловленность читательских потребностей и интересов, а также характеризует своеобразие существующих в социуме культурных и субкультурных традиций чтения.
Когнитивные аспекты чтения, сложные психические закономерности восприятия и обработки информации, результатом которых становится понимание, раскрывает психология чтения, призванная обнаружить механизмы смыслопорождения в читательской деятельности. Особое значение для исследования современных способов коммуникации, реализуемых в процессе чтения, обретает структурно-семиотический подход, апеллирующий к тексту как сложной смысловой знаковой системе, выстраивающейся на внутреннем диалоге различных культурных кодов, информационных потоков, обращённых к нескольким рецептивным каналам.
И, конечно, медийная обусловленность современных читательских практик, «перестройка сенсориума» читателя в процессе электронного чтения, актуализирует проблемы медиалогии чтения, нуждающиеся в теоретическом и методологическом осмыслении.
В современных условиях информационного потребительского общества чтение радикально меняет свой характер, становясь системой социально-коммуникативных практик декодирования и интерпретации различных полиморфных знаковых систем, основанных на смешении разных способов восприятия — визуального, аудиального, сенсорного — в едином мультимедийном тексте.
Чтение, как известно, базовая культурная технология,
выработанная человечеством за долгий период его развития для передачи, восприятия, понимания информации и обеспечивающая существование и воспроизводство «культуры как текста»
Полезные ссылки по видам чтения:
Беляева Н. Е. Чтение художественной литературы в Интернете: изучение современных читательских практик / Н. Е. Беляева // Вестник культуры и искусств. — 2017. — № 2 (50). — С. 47−52.

Васёв Д. В. Актуализация потенциала культуры чтения при подготовке специалистов в высшей школе // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2021. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-potentsiala-kultury-chteniya-pri-podgotovke-spetsialistov-v-vysshey-shkole

Каткова С. В. Основные виды чтения // Образовательный проект «Мультиурок». — 2017. — URL: https://multiurok.ru/blog/osnovnyie-vidy-chtieniia.html

Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — 2015. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29 716 279

Мелентьева Ю. П. Чтение в культуре повседневности. Обыденное чтение как распространенная современная модификация чтения. Постановка проблемы // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2014. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-v-kulture-povsednevnosti-obydennoe-chtenie-kak-rasprostranennaya-sovremennaya-modifikatsiya-chteniya-postanovka-problemy

Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю. П. Мелентьева; Рос. акад. наук, Отд-ние ист.-филол. наук [и др.]. — Москва: Наука, 2010. — 180, [2] с.: табл. — (Книжная культура в мировом социуме: теория, история, практика).

Мелентьева Ю. П. Эволюция понимания сущности чтения // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2012. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponimaniya-suschnosti-chteniya

Менделеева Д. Как обучали чтению в Древней Руси // Сетевой миссионерско-просветительский журнал «По ком звонит колокол». — 2011. — URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2575

Нургалиева А. Ф., Назарова С. Ю., Семириков А. Б. Культура чтения в информационном обществе // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-chteniya-v-informatsionnom-obschestve/viewer

Сметанникова Н. Н. Профессионально-специализированное чтение: его особенности и место в процессе обучения // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-spetsializirovannoe-chtenie-ego-osobennosti-i-mesto-v-protsesse-obucheniya/viewer

Табуева И. Н. Профессионально-ориентированное обучение чтению в вузе и виды его контроля // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2014. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-chteniyu-v-vuze-i-vidy-ego-kontrolya/viewer

Тимофеева Ю. В. Учебное чтение жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX — начале XXI в. // Библиосфера. — 2017. — № 3. — С. 56−62.

Тимофеева Ю. В. Учебное чтение жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX — начале XXI в // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnoe-chtenie-zhiteley-sibiri-i-dalnego-vostoka-v-kontse-xx-nachale-xxi-v

​​​​​​​Чтение — статья из Оксфордского толкового словаря по психологии // Под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю. — М.: Вече АСТ, 2003. — 592 с.

Чтение. XXI век: коллективная монография / науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2014. — 310 с.
Книги и монографии:
Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1977.

Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. М., 1991.

Шартье Р. Письменная культура и общество. М. : Новое изд-во, 2006.

Щербинина Ю.В. Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры. М. : Форум ; Неолит, 2016.

История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Ред. Г. Кавалло, Р. Шартье; пер. М. Руновой, Н. Зубкова, Т. Недашковской. М., 2008

Евгений Добренко. Формовка советского читателя. – М.: Академический проект, 1007. 321 с.

Дубин Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре. Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Reading Russia: A History of Reading in Modern Russia / Ed. by D. Rebecchini, R. Vassena. Milano: Ledizioni, 2020. Vol. 1.

Вулф М. Пруст и кальмар. Нейробиология чтения. М.: КоЛибри ; АзбукаАттикус, 2020.

Benesch K. Mythos Lesen: Buchkultur und Geisteswissenschaften im Informationszeitalter. Bielefeld: Transcript, 2021.

Stewart G. Book, Text, Medium: Cross-Sectional Reading for a Digital Age. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2020. XII, 243 p. (Cambridge Studies in Twenty-First-Century Literature and Culture).

Kiernan A. Writing Cultures and Literary Media: Publishing and Reception in the Digital Age. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2021.
Кандидатские и докторские диссертации:
Монографии и публикации сотрудников ТГУ:
Айзикова И.А., Воробьёва Т.Л., Есипова В.А., Карташова Т.П., Макарова Е.А., Тулякова Е.И. Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX в. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020.

Айзикова И. А., Воробьёва Т.Л. Восприятие изобразительного текста: проблематизация, актуализация, новые методологические подходы // Текст. Книга. Книгоиздание. 2022. № 30. С. 37‒57.

Воробьёва Т.Л. Трансформация модели чтения в цифровой культуре //Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 27. С. 126-138.

Воробьёва Т.Л. Особенности восприятия электронного текста // Книга: Сибирь - Евразия. Информационное общество: новые приоритеты книжной культуры : материалы международного семинара. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2019. С. 342‒348.

Алексеева Е.В., Баль В.Ю. Читательские предпочтения в период пандемии (на материале русскоязычных и англоязычных книжных социальных сетей) // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 2 (14). С. 54-59.

Горенинцева В.Н., Губайдуллина А.Н., Подкладова Т.Д. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / под общ. ред. А.Н. Губайдуллиной. – Томск : Издательский Дом ТГУ, 2019.

Баль В.Ю., Киллер А.А. Читатель vs зритель: проблема взаимовлияния // В сборнике: Двенадцатые
Макушинские чтения. Материалы международной научной конференции. Новосибирск, 2021. С. 368-373.

Баль В.Ю., Гуткевич Е.Е. Жанрово-стилистические особенности современной аудиокниги // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 25. С. 156-170.

Баль В.Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал - новые форматы медиапространства // Библиосфера. 2020. № 1. С. 56-63.

Баль В.Ю. Аудиочтение как современная модификация слухового чтения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 5-12.

Баль В.Ю. "Звучащие книги" в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 17. С. 91-101.