Читательские сообщества в социальных сетях

Фигура читателя давно стала объектом внимания современного гуманитарного знания.
Весь репертуар подходов, который сейчас разрабатывается в этом направлении, обусловлен переходом от конструкции «идеального читателя» к образу конкретного читателя.
Конкретный читатель рассматривается в многослойной среде своего существования: культурные нормы, социальные практики, институциональные контексты.
Также важным аспектом изучения современного читателя является то, что научный интерес к нему обнаруживается не как к отдельной читающей единице, а как являющейся частью читательских сообществ.
Изучение читательских сообществ становится одним из ведущих направлений современного читателеведения.
Читательские сообщества рассматриваются как одна из разновидностей «воображаемых сообществ».
Традиционно под «воображаемым сообществом» понимается сообщество, основанное не на повседневном общении его участников, но на ощущении своей принадлежности к более широкой группе, сформированной внутри неё ценностной системы.
Направление, базирующееся на социально-коммуникативном и социологическом подходе, к проблеме читателя как участника читательского сообщества определяет активное развитие идей социального чтения.
Социальное чтение трактуется через его противопоставление чтению индивидуальному, не предусматривающему обсуждения прочитанных книг.
Социальное чтение имеет свою историю, т.к. возникло оно не сейчас, но в современной социокультурной ситуации подверглось существенным трансформациями в силу активного и интенсивного вхождения в повседневные коммуникативные практики интернет-технологий.
В социальных сетях и на специальных медиа-платформах активно развиваются практики уже не столько социального чтения, сколько цифрового социального чтения (digital social reading).
Под новым уточненным термином понимается совместное чтение, которое происходит как онлайн, так и оффлайн, но обязательно предполагает использование цифровых технологий для обмена впечатлениями от прочтения книг.
Цифровое социальное чтение имеет ряд принципиальных отличий от социального чтения в «аналоговых» предшественниках — книжных клубах: высокая степень открытости, отсутствие ограничений для коммуникации локального и временного характера, возможность продолжительной коммуникации за счет длительного хранения текстов и сообщений в виде архивов.
Если в «аналоговых» читательских сообществах коммуникация выстраивалась вокруг текста, то в читательских онлайн-сообществах она характеризуется значительным расширением роли читателей.
Читателей в читательских онлайн-сообществах отличает повышенная интенсивность и интерактивность коммуникации, происходящей часто в режиме реального времени, стремление к сетевой кооперации, стиранием границ между зонами чтения и письма.
В контексте современной культуры участники читательских сообществ в социальных сетях характеризуются современными исследователями также как «просьюмеры» (сочетание анг. «producer» и «consumer») — участники коммуникации, совмещающие роли производителей, распространителей и потребителей литературного контента.
Большие данные в изучении читательских сообществ 
Методы исследования
В рамках проекта будут использоваться следующие инструменты и программное обеспечение
Цель проекта
Цель проекта
Изучение читательских онлайн-сообществ как содержащих репрезентативный контент для выявления и осмысления, с одной стороны, репертуара чтения современного читателя, с другой стороны, ценностно-смысловое содержание современных читательских практик.
Исследовательский интерес к цифровым читательским сообществами, важной составляющей которых является большой массив объединённого пользовательского контента — постов и комментариев, определяет обращение к инструментам анализа больших данных (Big data).
Выбор нового инструмента обусловлен тем, что традиционные методы исследования (обычное наблюдение или включенное наблюдение, анкетирование в фокус-группах и др.) не позволяют охватить весь объём материала и поэтому представляются неэффективными.
Платформа по работе с данными социальных сетей (http://lk.opendata.university), созданная сотрудниками Центра прикладного анализа больших данных НИ ТГУ (свидетельство RU 2 019 662 001 от 13.09.2019) — для автоматизации процесса сбора и обработки данных социальных сетей.
Проблема читательского отклика на художественное произведение, принадлежащее другой культурной традиции, представляет большой интерес не только в свете идей межкультурного диалога и коммуникации, но в и контексте идей социологии чтения и литературы.
Особый интерес представляет активная читательская рецепция иностранной читательской аудиторией по отношению к художественным произведениям, которые наделены статусом символических образцов (классика) в пространстве другой национальной литературы.
В силу того, что в читательское поле иностранного читателя попадает переводная литература, то интерес представляет не реакция на произведения зарубежной классики как образцов языковой и риторической нормы (эстетический аспект), а именно как на источник этических норм (аксиологический аспект).
Изучение литературных предпочтений из русской классики XIX века иностранным читателем, (представитель академического сообщества), для выявления отклика и реакции на ценностно-смысловые аспекты художественных произведений.
1
2
Аналитическая платформа PolyAnalyst (разработчик — ООО «Megaputer Intelligence») — для автоматизированной обработки текстовых данных социальных медиа на основе методов NLP (извлечение сущностей, анализ тональности и др.).
В настоящее время PolyAnalyst функционирует на суперкомпьютере «СКИФ Cyberia» в НИ ТГУ, где доступен для российских исследователей через Центр коллективного пользования.
Платформа позволяет выгружать в реальном времени необходимый тип данных: посты, лайки, комментарии со стены;
Рабочая группа проекта “Читательские сообщества в социальных сетях”
Русская литература в иностранной читательской аудитории
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской и классической филологии
доктор филологических наук, доцент, декан филологического факультета НИ ТГУ
кандидат исторических наук, декан факультета исторических и политических наук НИ ТГУ
кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ХХ-XXI веков и литературного творчества НИ ТГУ
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук НИ ТГУ
кандидат исторических наук доцент кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук НИ ТГУ
Сфера научных интересов: русско-немецкие литературные связи, история и теория художественного перевода, социология чтения
Сфера научных интересов: дискурсология,
коммуникативная лингвистика, социология чтения
Сфера научных интересов: источниковедение,
персональные цифровые архивы, социология чтения
Сфера научных интересов: современная литература, социология чтения и литературы
Сфера научных интересов: новейшая история, мировая политика, международные отношения
Сфера научных интересов: новейшая история, мировая политика, международные отношения
Руководитель
Руководитель
Олицкая Дарья Александровна
Тубалова Инна Витальевна
Рожнева Жанна Анатольевна
Баль Вера
Юрьевна
Дериглазова Лариса Валериевна
Погорельская Анастасия Михайловна
Публикации:

Алексеева Е.В., Баль В. Ю. Читательские предпочтения в период пандемии (на материале русскоязычных и англоязычных книжных социальных сетей) // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 2 (14). С. 54−59.

Баль В.Ю., Киллер А. А. Читатель vs зритель: проблема взаимовлияния // В сборнике: Двенадцатые Макушинские чтения. Материалы международной научной конференции. Новосибирск, 2021. С. 368−373.

Баль В.Ю., Гуткевич Е. Е. Жанрово-стилистические особенности современной аудиокниги // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 25. С. 156−170.

Баль В. Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал — новые форматы медиапространства // Библиосфера. 2020. № 1. С. 56−63.

Баль В. Ю. Аудиочтение как современная модификация слухового чтения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 5−12.

Баль В.Ю. «Звучащие книги» в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 17. С. 91−101.